Все разделы сайта casino619.ru



Читать книгу С. Кургиняна "Политическое Цунами"

Технология провокаций

Глава 2

Проект «Большой Ближний Восток»

Создание большой исламской дуги

<< = предыдущая страница Как началась война в Сирии

Итак, на наших глазах многие государства Северной Африки и Ближнего Востока почти синхронно оказались охвачены бурными событиями. Событиями, ведущими (а в ряде стран уже и приведшими) к крупномасштабным переменам.

Возникает закономерный вопрос: что происходит? Некоторые аналитики говорят сегодня о разогреве макрорегиона, который часто называют «Большой исламской дугой».

Считаем нужным подчеркнуть, что мы живем в эпоху национальных государств. И что в XXI веке уже нельзя говорить об абсолютной приверженности всего населения страны к той или иной мировой религии. И технология провокаций отработана давно.

Потому что в любой стране есть светские люди и есть люди с разным вероисповеданием. В том же Египте, приковавшем к себе внимание всего мира, есть мусульмане и христиане-копты, а еще есть светские люди, говорящие:

«Мы не христиане, мы не мусульмане, мы египтяне».

Безусловно, есть и государства, подчеркивающие свой политико-религиозный характер, – такие, как Иран и Саудовская Аравия. Однако они в меньшинстве. Но Египет, Тунис, Алжир и ряд других стран – это национальные государства.

А раз так, назовем все эти страны «государствами, в которых большая часть населения исповедует ислам» – великую мировую религию. Совокупность таких государств слагается в географически непрерывную, огромную зону, простирающуюся от Марокко до Малайзии и Индонезии.

В эту зону входят Марокко, Алжир, Тунис, Египет, государства Персидского залива, Сирия, Палестина, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Индонезия. К исламу тяготеют и народы Средней Азии, и Азербайджан.

В России население, в разной степени ориентированное на ислам, преобладает в Башкирии, Татарии, на Северном Кавказе.

К исламу тяготеют 150 млн. индийского населения, сосредоточенного в основном на Севере Индии, на границе с Пакистаном, который настаивает на своей исламской политико-религиозной государственной идентичности.

Посмотрите на карту – и вы увидите, что термин «Большая ис- ламская дуга» имеет право на существование, разумеется, со все- ми сделанными нами оговорками.

Итак, идет ли речь о разогреве «Большой исламской дуги»?

Такая гипотеза имеет право на существование, поскольку есть прецедент. В 70-е – 80-е годы ХХ века мы уже сталкивались с попыткой США (и Запада в целом) создать «исламскую дугу нестабильности».

То есть дестабилизировать ряд стран ближневосточного региона в расчете на то, что «дестабилизирующий импульс» затронет и мусульманское население СССР. И таким образом главный геополитический противник будет ослаблен.

Но, может быть, сейчас речь идет о чем-то большем, нежели разогрев региона с преимущественно исламским населением, – об очередном этапе глобального переустройства мира?

Как минимум, речь идет об очень острых процессах, уже охвативших существенную часть «Большой исламской дуги».

И здесь крайне важным представляется то, что границы макрорегиона, в котором сегодня разворачиваются эти острые процессы, фактически совпадают с границами макрорегиона, коренную реконструкцию которого США предлагали осуществить еще в 2003–2004 гг.

Тогда это называлось «проектом реконструкции Большого Ближнего Востока». Предлагаем вспомнить, о чем шла речь. Это даст нам возможность лучше понять день сегодняшний.

Но прежде чем перейти к рассмотрению проекта «Большой Ближний Восток», оговорим, что для обсуждения интересующей нас проблемы важно выбрать пра- вильный язык.

Как нам представляется, единственно верный путь – обсуждать проблему на языке аналитическом. Столь часто звучащий сегодня вопрос «стоят ли США за спи- ной событий, происходящих в регионе?» сформулирован на языке конспирологии.

И пусть этот вопрос обсуждают конспирологи.

Вопрос «была ли у США мотивация, чтобы избавиться от Бен Али или от Мубарака?» сформулирован на языке психологии. Обсуждать мотивы поведения – удел психологов.

На аналитическом же языке основной вопрос может быть сформулирован так: «Была ли со стороны США оказана поддержка оппозиционным силам, стремящимся к свержению египетских, тунисских и других государственных руководителей, демонтажу египетских, тунисских и других политических систем, и так далее?»

Часть экспертного сообщества высказала твердое убеждение, что Запад не оказывал оппозиции никакой поддержки. Не было неофициальной поддержки со стороны негосударственных, но влиятельных сил.

И тем более не было прямой государственной поддержки – тех же США, например. А что если поддержка была?

Постараемся не навязывать читателю оценочных суждений и предоставим ему возможность ознакомиться, прежде всего, с высказываниями высоких официальных лиц США относительно их планов и видов на ближневосточный регион.

Во времена «холодной войны» Ближний Восток рассматривался США как регион, играющий крайне важную роль в «сдержива- нии СССР».

По мнению ряда американских стратегов, советское проникновение в регион могло бы привести к «драматическому изменению мирового баланса сил», а установление советского контроля над ближневосточной нефтью нанесло бы «серьезный удар по экономике свободного мира».

В этот период Запад поддерживал на Ближнем Востоке «дру- жественных тиранов». Этот же курс был продолжен и после окон- чания «холодной войны». Ибо на смену «коммунистическому вра- гу» пришел новый враг – «международный терроризм».

И в течение некоторого времени администрация США сохраняла толерантное отношение к тем авторитарным ближневосточным лидерам, которые проявили лояльность к США в ходе войны с терроризмом, объявленной Джорджем Бушем после событий 11 сентября 2001 года.

В октябре 2001 года США начали боевые действия в Афганистане против режима талибов. К началу 2002 года талибы потерпели поражение и были отстранены от власти. 20 марта 2003 года началась военная операция в Ираке.

9 апреля 2003 года был взят Багдад. Американская администрация заявила, что в Ираке будет установлена демократия, после чего эта страна станет образцом по трансформации всех потенци- ально опасных режимов региона.

Ровно через месяц после взятия Багдада, 9 мая 2003 года, Джордж Буш-младший, выступая перед выпускниками университета Южной Каролины, заявил о намерении «создать в течение десяти лет зону свободной торговли между США и Ближним Востоком».

Это позволило бы странам арабского мира «расширить круг возможностей» в сфере экономики и торговли. Буш подчеркнул, что США стремятся к миру в регионе и к тому, чтобы «заменить старую ненависть новыми на- деждами».

Создание зоны свободной торговли позволит странам Ближнего Востока снизить зависимость от конъюнктуры нефтяного рынка и даст возможность для дальнейшего экономического роста.

«Сменив коррупцию и корыстные сделки на свободные рынки и справед- ливые законы, народы Ближнего Востока приумножат процветание и свободу», – сказал Буш ( Bush G.W. Commencement Address at the University of South Carolina. 09.05.2003. http://presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=407#axzz1LD2PmQLn ).

6 ноября 2003 года Джордж Буш произнес в Национальном Фонде Демократии программную речь о «новой внешней политике» Соединенных Штатов Америки в ближневосточном регионе – «глобальной демократической революции».

Именно это вы- ступление Буша многие эксперты считают первым внятным из- ложением американской концепции «Большого Ближнего Востока».

Место, выбранное Бушем для выступления, далеко не случайно – Национальный Фонд Демократии был создан в 1983 году президентом США Рональдом Рейганом и американским Конгрессом «для укрепления демократических институтов во всем мире через воздействие на неправительственные институты».

Возможно, факт выступления Буша в столь знаковом месте оказал определенное влияние на восприятие его речи. Во всяком случае, СМИ запестрели сравнениями речи Буша с выступлением Рональда Рейгана в июне 1982 года.

Тогда Рейган говорил о странах Восточной Европы, страдающих под пятой коммунизма. Размышляя об эпохе «холодной войны», Буш заметил:

«Мы были источником вдохновения для угнетенных народов. В лагерях, на подпольных профсоюзных собраниях и тайных молебнах люди знали, что есть в мире страны, избавленные от кошмара, который пережива- ют они.

Они знали, что есть по крайней мере одна страна – земля света и надежды, – где свобода ценится и гарантируется. И они молились, чтобы Америка о них не забыла, и не забыла о своей миссии – распространять свободу во всем мире» ( Remarks by President George W. Bush at the 20th Anniversary of the National Endowment for Democracy. 06.11.2003. http://ned.org/george-w-bush/remarks-by-president-george-w-bush-at-the- 20th-anniversary ).

Собственно говоря, идея особой американской миссии, заклю- чающейся в распространении свободы и демократии по всему миру, не нова. Это подчеркнул и сам Буш, сравнив свою ближне-восточную доктрину с «Четырнадцатью пунктами» Вудро Вильсона и «Четырьмя свободами» Франклина Д. Рузвельта.

А теперь – главное. Буш заявил, что Вашингтон «взял на вооружение новую политику и следует стратегии расширения свободы на Ближнем Востоке».

Президент США выразил уверенность, что «иракская демократия победит» и что «создание свободного Ирака в самом центре Ближнего Востока станет переломным мо- ментом глобальной демократической революции».

Фактически, именно в этой речи Буш впервые объявил о радикальной смене того курса, которым США следовали в течение последних шести десятилетий:

«60 лет западные страны мирились с отсутствием свободы на Ближнем Востоке, но это не обеспечило нам безопасность, ибо, в конечном счете, стабильность нельзя купить ценой несвободы».

Президент США высказал критику в адрес Ирана, правительство Сирии сравнил с режимом Саддама Хусейна. Выставляя Иран нелегитимным с точки зрения демократии государством, Буш в то же время похвалил за сдвиги в области демократии Египет, Оман, Бахрейн, Саудовскую Аравию и Кувейт.

Кроме того Буш выразил убеждение, что «успеха добивается общество, которое приватизирует экономику и обеспечивает права собственности».

В тот же день, 6 ноября 2003 года, Кондолиза Райс – советник президента США по национальной безопасности – прокомментировала выступление Буша.

По ее словам, в прошлом внешняя политика США в ближневосточном регионе была обусловлена «холодной войной»: американцам приходилось закрывать глаза на то, что диктаторы творят внутри своих стран, если эти диктаторы придерживались проамериканских позиций.

Но теперь президент США пришел к выводу, что политика поддержки авторитарных режимов во имя стабильности и безопасности не оправдала себя, поскольку привела к ухудшению обстановки в регионе.

Итак, впервые концепция того, что впоследствии будет названо «Большим Ближним Востоком», была озвучена 6 ноября 2003 года.

Географически под Большим Ближним Востоком подразумевалась обширная территория государств с преобладающим мусульманским населением: от Марокко до Пакистана включительно и от Турции до Судана.

Заявленная цель проекта состояла в распространении демократии и экономических свобод – в противовес распространению исламского фундаментализма.

Странам, вставшим на «правильный» путь политических и экономических реформ, США были готовы оказывать финансовую поддержку. Но по большому счету речь шла о том, что силовые действия в Ираке, мягко говоря, не способствовали росту симпатий к США в мусульманском мире.

А потому США считали необходимым «ввести в берега» не только исламских фундаменталистов, но и макрорегион в целом, установив в странах этого макрорегиона лояльные к США демократии.

В соответствии с проектом, ставкой американцев и их союзников должны были стать местные «реформаторские силы» (которые в ряде стран к тому же нужно было еще вырастить): независимые комиссии по наблюдению за выборами, адвокатские конторы, группы правозащитников и «иные независимые группы инте- ресов».

Также подразумевалась помощь «реформаторским силам» в подготовке и проведении «свободных справедливых выборов», в разработке законодательства и обучении парламентариев, в перестройке системы образования.

Особое место в проекте отводилось поддержке женского движения. Большое значение придавалось созданию в регионе новых средств массовой информации как «локомотива идей» (соответственно не принадлежащих государственным или окологосударственным структурам).

В проекте предусматривалась и экономическая либерализация: высвобождение частной инициативы малого и среднего бизнеса, сокращение госрегулирования и т.п.

Как отметили многие аналитики, ознакомление с инициативой «Большой Ближний Восток» оставляло впечатление, что основные положения этой инициативы, например, скопированы с широкомасштабных реформ, проведенных в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы.

Чаще всего в качестве автора идеи «Большого Ближнего Востока» упоминается Кондолиза Райс – в то время советник президента Буша по национальной безопасности. Однако правильнее, наверное, говорить о коллективном авторстве.

В различных источниках в числе авторов концепции «Большого Ближнего Востока», помимо К.Райс, упоминаются имена Г.Киссинджера, Д.Рамсфельда, Р.Чейни, Р.Пёрла, П.Вулфовица, М.Гроссмана и других известных американских политологов и высокопоставленных чиновников.

Разработчики проекта указывали, что, анализируя сложившуюся в арабском регионе ситуацию, они опирались на доклады «О человеческом развитии» и «О человеческом развитии в арабском мире», представленные ООН в 2002–2003 гг.

Приведенные в этих докладах данные свидетельствовали о том, что ситуация в регионе крайне тяжела. Совокупный ВВП всех 22 арабских стран (531,2 млрд. долларов) меньше, чем ВВП одной Испании (595,5 млрд.).

В последние два десятилетия рост доходов на душу населения в регионе застыл на нуле, тогда как в других развивающихся странах с сопоставимой экономикой он составил в среднем 3%.

Доля арабских стран в мировой торговле с 1981 по 2002 год упала с 9,6 до 3,2% (а это значит, что регион слабо интегрирован в мировую экономику).

Одна из основополагающих негативных характеристик региона – крайняя неравномерность распределения доходов (от 335 долларов на душу населения в Мавритании до 30 тысяч в Катаре).

Другие негативные характеристики: неуклонное сокращение объема иностранных инвестиций, снижение производительности труда, рост безработицы (благодаря этому молодежь становится потенциальным резервом для вербовки террористов), низкий уровень образования, слабое развитие каналов информационной коммуникации.

Мало того – данный неблагополучный и взрывоопасный регион является еще и мощной демографической бомбой: по прогнозам, к 2020 году здесь будет проживать 450 млн. человек!

По мнению авторов проекта, совокупность всех этих негативных факторов требовала незамедлительных действий, в противном случае экстремизм, терроризм, международная преступность и нелегальная миграция получат еще большее распространение.

В январе 2004 года вице-президент США Ричард Чейни заявил на саммите экономической элиты в Давосе:

«Помощь народам Большого Ближнего Востока в преодолении дефицита свободы является, в конечном счете, ключом к победе в широкой войне с террором» (источник: http://globalsecurity.org/military/library/news/2004/01/mil-040124-usia01.htm).

Вашингтон начал активную кампанию по разъяснению лидерам ближневосточных государств и партнерам США по G-8 и НАТО своего нового взгляда на будущее макрорегиона.

В марте 2004 года заместитель госсекретаря США Марк Гроссман и сам госсекретарь Колин Пауэлл совершили с этой целью турне по многим арабским странам. Гроссман также посетил Турцию и встретился в Брюсселе с министрами иностранных дел Евросоюза.

Реакция большинства арабских лидеров на американскую ини- циативу оказалась негативной. При этом основными противниками проекта стали ключевые союзники США в регионе – Египет и Саудовская Аравия.

далее =>> Революции в арабских странах | Реформирование арабского мира

Читать книгу Кургиняна ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЦУНАМИ

 

Поделитесь с друзьями или поставьте закладку на эту страницу,
если планируете зайти на нее позже ... ( Большой Ближний Восток
Создание большой исламской дуги | Технология провокаций
)


blog comments powered by Disqus

 

Что ещё интересного почитать на сайте:

"The Five Stages of Collapse" (пять стадий коллапса в Штатах)

Нехватка нефти (бензина) = Война?! Будем готовиться

Дефолт в Америке: The Truth is Out There. Мрачные перспективы.

Mировой финансовый кризис и доходы интернет-предпринимателей

Близок крах экономики услуг. Грядет эпоха крови и слез

Головокружение от успехов или "Вавилонские грабли"

Настоящие причины мирового финансового кризиса. Новое 11 сентября?

Как Вторая Мировая Война переросла в Третью Мировую.

Причины мирового финансового кризиса. Откуда взялся кризис?

Банкротство Американской Империи - взгляд из США. Октябрь 2009

Продолжение мирового финансового кризиса - Прогноз на 2010 год

Технический прогресс вреден - Куда катится мир. Январь 2010

Мистификация мирового кризиса - что на самом деле? Январь 2010

Обман, мошенничество и другие способы обогащения (февраль 2010)

Только война может спасти доллар! Следите за новостями ...

Прогноз 2011 роста доллара США - ноябрь 2010

Современная демократия | формы принципы и понятие демократии

Как можно реально заработать во время кризиса?

 

 

 

 

 



blog comments powered by Disqus

Яндекс.Метрика